Правительство Венесуэлы пытается замедлить инфляцию через введение контроля за потребительскими ценами и валютой. Именно эти ошибки совершило с свое время советское правительство под руководством Михаила Горбачева в начале 1990-х
 
 
 
Правительство Венесуэлы пытается замедлить инфляцию через введение контроля за потребительскими ценами и валютой. Именно эти ошибки совершило с свое время советское правительство под руководством Михаила Горбачева в начале 1990-х
Reuters

Венесуэла повторяет судьбу России двадцатилетней задержкой: зашкаливающий уровень коррупции, крах коммунизма, неконтролируемый рост цен, скупка иностранной валюты, гиперинфляция. Такое мнение, как передает ИА "Финмаркет", высказал профессор Йельского университета Эдвин Долан в своей колонке для блога Economontor. Инфляция же может привести к краху всей экономической, а возможно и политической системы Венесуэлы. Именно это произошло в России в 1990-е и происходит сейчас в Венесуэле.

Правительство Венесуэлы пытается замедлить инфляцию через введение контроля за потребительскими ценами и валютой. Именно эти ошибки совершило с свое время советское правительство под руководством Михаила Горбачева в начале 1990-х. Их же совершает сейчас новый президент Венесуэлы Николас Мадуро. Спасти страну может лишь чудо - сумасшедший рост мировых цен на нефть.

На прошлой неделе Центральный банк Венесуэлы сообщил, что инфляция в мае составила 6,9 %, это эквивалентно годовой норме.

Гиперинфляция, которой пока нет, но которая, как полагает эксперт, неизбежно наступит в Венесуэле, подрывает сберегательную функцию денег из-за того, что их покупательная способность снижается с каждым днем: население перестает хранить средства на счетах и вкладывает в потребительские товары и иностранную валюту, на которую в стране уже идет охота, пишет экономист.

Обвальный рост цен затрудняет бизнес-планирование, разрушает институты финансового посредничества, работу платежных систем. Все это приводит к безработице, социальным потрясениям и политической нестабильности, что содействует бегству капитала.

Это можно объяснить так: когда правительство тратит деньги, денежная масса увеличивается, но это увеличение, как правило, компенсируется сокращением денежной массы, когда правительство собирает налоги или продает ценные бумаги.

Однако при сильной инфляции реальная покупательная способность денег падает в промежуток времени, когда предпринимателю начислили налог, но он его еще не заплатил. При этом в состоянии гиперинфляции правительству труднее занимать через продажу ценных бумаг.

Контроль над ценами и валютой для борьбы с инфляцией нарушает нормальные рыночные процессы, так как люди все равно находят способ накапливать товары и иностранную валюту, пишет экономист. Контроль увеличит затраты на ведение бизнеса и замедлит рост экономики.

Даже если изначально такое управление будет эффективным (контроль приведет к подавлению инфляции), она будет расти еще более интенсивно, когда контроль будет снят или потерпит крах.

Спасти Венесуэлу от гиперинфляции может только резкий рост мировых цен на нефть, что обеспечит неожиданное увеличение доходов бюджета, считает Долан. Еще один вариант, который еще более маловероятен в условиях придуманного Уго Чавесом "боливарианского социализма XXI века" - ввести жесткие меры экономии.